Очерки психоневролога: Основные принципы воспитания здорового ребенка. Часть 2

 

Отчего ребенок плачет? Должен ли он плакать? Ребенок плачет в подавляющем большинстве случаев не от самой боли или огорчения: он плачет для того, чтобы вызвать сочувствие, получить помощь.

У грудного ребенка плач также является сигналом о помощи. Но грудной ребенок не может объяснить: «Я голоден» или «Я мокрый». Ему доступно лишь одно средство самовыражения – плач. На плач является мать и кормит или перепеленывает его, то есть устраняет то, что мучило ребенка.

ребенок часто икает

Как только ребенок научается говорить и может словами выразить свое желание или жалобу, необходимость и целесообразность плача отпадает. Между тем родители часто, сами того не желая, закрепляют у ребенка теперь уж явно вредную и ненужную привычку к плачу.

Как часто приходится наблюдать сцену, когда мать ведет за руку дошкольника, который о чем-то просит ее, а мать не обращает на его слова никакого внимания, и лишь на плач она поворачивается к нему и выполняет его просьбу.

Нередко бывает и так. Школьник, придя домой, спокойно сообщает родителям о том, что у него сегодня произошла какая-то неприятность, например, он получил двойку по арифметике. В ответ на спокойное объяснение причин этой неудачи родители набрасываются на ребенка с криком, стыдят его, а иногда и бьют, что совершенно недопустимо. Спустя несколько недель у ребенка снова случается какая-то неприятность, хотя бы та же двойка по арифметике. На этот раз ребенок, зная, что за это ему основательно достанется, идет домой уже заранее плача в три ручья. Испуганная мать выскакивает к нему навстречу:

- Что с тобой, милый, что случилось?

- У меня двойка по арифметике, - с рыданием вырывается у ребенка.

- Подумаешь, делов, - с облегчением говорить мать. – У меня, когда я училась, сплошные двойки были, и вот жива, здорова осталась. На тебе пирог с повидлом, вытри слезы.

Тем самым у ребенка закрепляется опыт: если он придет и спокойно расскажет о какой-то случайной неудаче, проступке, ему влетит беспощадно; если же он придет с ревом и плачем, ему не только не попадет, но его будут еще жалеть и утешать.

как правильно воспитывать

Как отучить ребенка от плача? Это очень легко и просто. Надо всегда внимательно выслушивать просьбу ребенка и по возможности выполнить его желание, если оно высказано в спокойной форме. Если же ребенок пришел с ревом и плачем, надо твердо заявить ему, что вы поможете ему или заступитесь за него только после того, как он перестанет плакать. При таком подходе дети с любым типом нервной системы очень быстро отвыкают плакать.

Не менее важно отучить ребенка злиться, приучить его спокойно, без агрессивного тона и жестов выражать свои желания. Достигается это в принципе таким же путем, как при плаче. Приведем пример.

Бабушка привод к нам на прием внука, ученика четвертого класса. По ее словам, мальчик крайне нервный, вспыльчивый, раздражительный. Когда ему что-то нужно, он никогда не попросит спокойно, а сразу повышает тон, начинает кричать, стучать кулаками по столу. Осмотрев ребенка, мы дали бабушке совет – насколько оригинальный, настолько и простой: как только внук повысит голос, она должна вложить вату себе в уши и делать вид, что ничего не слышит.

как воспитать мальчика воспитанным

Спустя несколько дней за мальчиком зашли товарищи и позвали его на каток. По привычке мальчик сразу же начал грубо кричать:

- Где коньки? Давай коньки!

Бабушка спокойно вложила вату в уши и сделала вид, что ничего не слышит. Мальчик топал ногами, кричал, а бабушка с ватой в ушах безразлично помешивала что-то в кастрюле. Так ни на какой каток в этот раз внук не попал. Когда на следующей неделе за ним снова зашли товарищи, он уже спокойно сказал:

- Бабушка, можно мне пойти на каток?

В ответ на спокойную просьбу бабушка тут же ласково сказала ему:

- Пожалуйста, вот твои коньки, свитер, все готов.

После нескольких аналогичных «опытов» мальчик не только перестал прибегать к крику, когда ему что-либо было нужно, но и стал спокойнее, у него улучшился сон, повысилась успеваемость.

воспитанный мальчик

Из книги "О предупреждении детских нервных заболеваний (очерки психоневролога)" С.Г. Файнберг. Издательство "Знание", Москва, 1964 год.

Продолжение читайте здесь: http://mamasnotes.ru/vospitanie/osnovnye-printsipy-vospitaniya-chast-3

 

От автора блога:

Этот материал, конечно, порядком устарел, но все равно позволяет вычленить здравое рациональное зерно. Не призываю делать какие-либо назначения самостоятельно, без рекомендаций вашего врача.

Возможно, этот материал будет полезен будущим медикам или педагогам во время их учебы для подготовки к семинарам или написании курсовых и дипломных работ.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс