Ткани мебельные обивочные разных времен

 

В разные эпохи рисунок и колорит мебельных тканей подчинялись общему направлению мебели и архитектуры в целом, но каждая эпоха имела свои ярко выраженные особенности. В средние века мебель обтягивали кожей, позже с развитием текстильного искусства стали обтягивать тяжелым узорчатым бархатом, гобеленами, штофами и тонкими сатинами. Конструктивным формам мебели подчиняли и ее художественное оформление. Например, мебель XVIII века отличалась тем, что рисунок ткани мягкой части спинки или сидения как бы вставляли в обрамление деревянной конструкции и он имел законченную композицию.

обивка мебели XVIII векамебель XVIII века

В XIX веке для мебели применяли ткани с крупнораппортным рисунком, но модуль рисунка подчиняли плоскости мебели.

мебель XIX века

В наши дни для обивки мебели применяют различные ткани, их ассортимент и структура очень разнообразны. Например, так называемая скандинавская мебель, которую производят в Дании, Швеции, Финляндии, Эстонии и которая отличается красивыми узлами деревянных конструкций, строгими, логичными формами, отвечающими направлению современной архитектуры, требует только тканей, созданных за счет сочетания пряжи низких и высоких номеров.

Эта мебель наиболее применима для интерьеров гостиниц, залов для заседаний, административных зданий; широко распространена она в интерьерах общественных зданий. Мебель строгой формы, с подчеркнутой конструкцией узлов придает определенную строгую выразительность интерьеру в целом. В 70-е годя в мебельной промышленности намечался возврат к старым стилям: появились изделия имитирующие стиль эпохи Людовика XIV и др. Мебельные изделия стали производить сложной формы, вновь начали применять гобелены, штофы, бархат со сложным рисунком. Подобная мебель может использоваться для оформления интерьеров зданий, близких по стилю архитектуры прошлых эпох.

мебель XIV века

В начались поиски новых форм мебели, появились упрощенные надувные и сборные шитые изделия, в которых почти отсутствуют конструкции из дерева или металла. Ткань в такой мебели потеряла роль вставки в конструкции, а стала ее основной частью. Здесь применяются ткани с более высокими физическим качествами; это либо гладкая структурная ткань, либо с крупным декоративным набивным плоскостным рисунком. По цвету такой рисунок чаще всего решается контрастно. Для мягкой, так называемой шитой или надувной, мебели применяют ткани с набивным рисунком по мотивам цветочного плоскостного орнамента. Крупномасштабные цветы, контрастные по отношению к основному фону ткани, иногда выглядят броско и резко: резкость достигается часто с помощью черного или другого какого-нибудь четкого контура. Для мебели подобного типа по-новому решается рисунок ткани, он как бы нарочито подчеркивает новизну конструкции мебели. Масштаб рисунка ткани решается так, что раппорт его не вписывается в одну из плоскостей мебели, хотя четко определить контуры спинки или сидения такой мебели иногда нельзя.

мебель 70-ые годы

Для обивки мебели широко применяют искусственные кожи. Такая мебель применяется для залов совещаний, клубов, вестибюлей, гостинец, ресторанов, кафе – она создает атмосферу определенной официальности и строгости.

Сочетание искусственной кожи и ткани позволяет более мягко решить интерьер, кроме того, применение кожи для деталей, подверженных сильному истирания и загрязнению (подлокотники, спинки), увеличивает срок эксплуатации и обеспечивает гигиеничность изделий. Мебель, обитая тканью и кожей, хорошо воспринимается в интерьерах административных учреждений, гостиниц, музеев, ресторанов, зрелищных и других различных помещений.

До середины 70-ых годов XX века для изготовления мебельных тканей применяли преимущественно хлопок и очень мало шерсть, хотя, как показала практика, именно из шерсти можно создать красивые и прочные мебельные ткани. Шерсть хорошо окрашивается и в интенсивные, и в мягкие пастельные тона (хлопок не дает такой свежести цвета), эти ткани не так быстро загрязняются, как ткани из хлопка, и поэтому для интерьеров общественных зданий с повышенными требованиями к эксплуатации мебели можно применять ткани из шерсти светлых тонов. Правда, такие ткани из шерсти легко поражает моль – поэтому их необходимо периодически обрабатывать противомольными средствами.

Полностью оправдали себя мебельные ткани из синтетических волокон – лавсана, нитрона, прелана и других. По внешнему виду они не уступают тканям из шерсти или натурального шелка, но имеют преимущество в эксплуатации. Сейчас в мебельной промышленности применяют нетканые материалы, трикотаж, вельвет. Их можно рекомендовать для обивки мебели театров, дворцов культуры, кинотеатров, дворцов бракосочетаний, гостинец, музеев.

Создаются новые ткани тонкой структуры со смеской волокон нитрона и хлопка или льна. Эти ткани имеют большую прочность на износ – их специально обрабатывают легкими растворами латекса (подобным образом обрабатывают и набивные ткани). Чаще всего их применяют для изделий, в которых деревянные детали окрашены цветными эмалями или вместо дерева применены цветные пластмассы. Иногда набивные ткани применяют при производстве шитой или надувной мебели. Свободно решается и цветовая композиция тканей – для мебели интерьеров общественных зданий можно использовать самые разнообразные оттенки цвета ткани. Важно только сочетать их по цвету с другими отделочными материалами, элементами оборудования и древесиной мебели, отношение к которой также изменилось за последние годы. В 60-ые годы в мебельное производство широко вошли пластмасса, металл, из которых изготавливают конструктивные детали, и древесина, которую стали прокрашивать и даже красить. Новые эмалевые покрытия для мебели выпускают самых разнообразных цветов – от белого до любого насыщенного цвета. Такая мебель может быть использована в интерьерах общественных зданий, например, для холлов гостиниц.

Рисунок современных мебельных тканей решается в виде фактурных одноцветных и многоцветных тональных полос, различных клеток, орнаментальный рисунок строится на основе национальных мотивов. Широкое распространение вновь получили мотивы растительного орнамента с тонкой прорисовкой деталей. Новые ткани оформляются свободным плавным рисунком в виде декоративных пятен, динамично или плавно растекающихся плоскостей, как бы не имеющих границ повторения рисунка.

Следует отметить еще одну особенность современных мебельных тканей. Ранее существовал закон масштабности рисунка по отношению к изделию мебели: рисунок создавался пропорционально плоскости сидения, спинки и других деталей и должен был вписываться в основные плоскости или повторяться многократно на них. При создании современной по форме мебели художники отказались от модульности рисунка. Свободный рисунок крупных контрастных или тональных плоскостей не привязывается теперь к какой-либо детали, а плавность рисунка как бы подчеркивает плавность самой формы мебели.

Таким образом, для мебели интерьеров общественных зданий применимы различные по цветовому решению, структуре и сырью ткани. Важно только, чтобы по стилю оформления и физико-механическим показателям они соответствовали назначению мебели интерьера.

 

Из книги «Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий». Жоголь Л.Е.К., «Будівельник», 1978 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс